"Чтобы стать хорошим танцором танго необходимо влюбиться в эту музыку."

Carlos Pérez


четверг, 26 апреля 2012 г.

Эдгардо Донато




Скрипач, дирижер и композитор.
(14 апреля 1897 - 15 февраля1963)
Полное имя: Эдгардо Фелипе Валерио Донато

Информация с сайта Тодотанго 

  Известный и уважаемый уругвайский музыкант Эктор Мария Артола остро подметил, что БА единственное место на земле, где лучше всего исполнять музыку танго.

   История знает множество уругвайских исполнителей танго, ставших знаменитыми. Уругвайских же оркестров мы практически не знаем. Хотя были и исключения. Например, квартет Алонсо — Минотто, в состав которого входили скрипачи Эдгардо Донато и Роберто Серижьо, с уточнением, что первый был аргентинцем, проживающим в Монтевидео.


 Истории многих музыкантов танго часто повторяются. Как и многие другие выдающиеся исполнители танго, Донато родился в семье итальянских эмигрантов. Эрнесто Донато, его отец, родился в 1871 году. С детства увлекался игрой на мандолине, позже освоил виолончель. Всю жизнь его главной страстью оставалась музыка. Он занимал пост дирижера камерного оркестра Монтевидео. Мать звали Эхильда Кафанья. У нее было девять детей, трое из которых стали музыкантами. Асканио - виолончелист и композитор, Освальдо - пианист и композитор, Эдгардо Фелипе Валерио - скрипач.

  Донато родился в БА, в районе Сан-Кристобаль, расположенном к югу от центра, в том, что сегодня называется Авенида Бельграно. Ребенком он вместе с семьей переехал жить в город Монтевидео, столицу  Уругвая.

  С десяти лет Эдгардо усердно занимался музыкой. Первым его учителем стал отец. Продолжил свое музыкальное образование в консерватории им. Ференца Листа. Когда Эдгардо исполнилось 21 год, он стал профессионально выступать на одной сцене со своим отцом. Но ему не нравилась носить фрак и иметь серьезный вид, так как в жизни Донато был заядлым юмористом, даже когда играл на скрипке. Вскоре он уволился и поступил в оркестр Негро Кеведо, аргентинского бандонеониста. Интересно, что пианистом там был Энрике Дельфино.
   В 1919 году Донато вступил в оркестр Карлоса Уорена, первого в стране джазового коллектива. Иногда он выступал с оркестром Эдуардо Ароляса, где познакомился со скрипачом Роберто Серижьо.

  В 1922 году он написал свой первый хит- танго "Julián", на слова Хосе Паница, посвященное уругвайскому дирижеру Хулиану Гонсалесу. В личной беседе скрипач Рейнальдо Ничеле, рассказывал мне, смеясь, что темный и уродливый Хулиан был в реальности барабанщиком и его компаньоном в дешевой забегаловке. Донато пытался продать свое танго за 20 песо. Не получилось. Снизил цену и все равно не продал. Наконец издал его за свой счет. Только через два года пришел успех, когда это танго прозвучало в театре, в исполнении актрисы Ирис Марга и было записано популярной певицей Роситой Кирогой. Все это в БА.

  В 1923 году появились его "Corazoncito de oro", "Beba" y "Muchacho". Все на слова поэта Селедонио Флореса. Некоторое время спустя Донато сочинил "A media luz", одно из самых записуемых танго в мире, наряду с "La cumparsita", "El choclo" и "Caminito". Он создал своеобразную модель «риоплатовской» музыки.

   «"A media luz" я сочинил во время поездки на трамвае», рассказывал Донато. Премьера танго состоялась в музыкальной постановке "Su majestad la revista" с чилийской актрисой Люси Клори. Вскоре его записали Фирпо, Канаро и Гардель. Следом были "Oiga" и "T.B.C.", названное в честь специфического клуба в Монтевидео.



  В 1927 году был создан оркестр Донато-Серижьо в составе:
Эктор Мария Артола, Туртурельо, Эктор Хентиле, бандонеон
Эдгардо Донато, Армандо Хулио Пьовани (певец), скрипка
Освальдо Донато, пианино
Асканио Донато, виолончель
А. Банкаль, контрабас

  Они дебютировали в Монтевидео 14 июля 1927 года. Там их услышал кинопродюссер Селект Лавалье из БА, владелец «сцены для лучших оркестров». Они подписали с ним контракт на один сезон. Они выступали там до 1930 года под названием «Креольский оркестр типика Донато-Серижьо» и рекламировались как «Восемь асов танго, самый лучший креольский оркестр типика». Певец Луис Диас присоединился к оркестру и они записали диск на лейбле «Brunswick». Этот вокалист участвовал в записях двадцати из пятидесяти пластинок оркестра. В 1930 году после короткого тура с певицей Асусеной Маисани, оркестр распался.

  Если бы нам пришлось сравнивать оркестр Донато-Серижьо с оркестром Эдгардо Донато, мы заметили бы, что первый оркестр музыкально более сдержан, со скупыми пассажами, без блестящих инструментальных соло. У оркестра же Эдгардо Донато, наоборот, присутствовал больший динамизм в исполнении. В звучании преобладали бандонеоны и частые выступления Донато как солиста. Полностью этот стиль можно описать как музыкальная акробатика Донато, реализованная в его знаменитом пицикатто. Новый оркестр, в котором он был уже единственным руководителем, начал записываться на лейбле «Brunswick» и выступать в различных кинотеатрах и театрах. На радио LS9 оркестр был представлен как «Девять асов танго, Эдгардо Донато и его невероятный креольский оркестр типика». Участниками оркестра были:
Хуан Тиртурьельо, Висенте Виларди и Мигель Бонано,бандонеон
Эдгардо Донато, Армандо Хулио Пьовани и Паскуаль Умберто Мартинес, скрипка
Освальдо Донато, пианино
Асканио Донато, виолончель
Хосе Кампеси, контрабас.



  Певцами в оркестре были: Антонио Родригес Лесенде, Карлос Виван и Теофило Ибаньес. Для «Brunswick» Донато записал более 130 тем. 9 декабря 1932 года он перешел на «Victor» и записал "El Huracán" со своим новым вокалистом Феликсом Гутьерресом. Донато сотрудничал с этим лейблом до конца своей карьеры, кроме короткого перехода на «Pampa», где записал 40 тем.



   Оркестр Эдгардо Донато был одним из тех, кто принял участие в фильме "Танго",1933 г., первом звуковом фильме в истории аргентинского кино. В том же году он появляется в фильме "Los tres berretines" (в ролях Луис Сандрини, Луис Арата и Луиза Вейль). Донато писал музыку для кино. Отметим музыку к фильмам "Riachuelo", "Picaflor" и "Así es el tango". Оркестр постоянно выступал на радио, в кабаре и клубах. Донато и его оркестр, в скором времени, стали ассоциироваться с танго.

   В 1944 году, помимо выступлений со своим оркестром, он создал квартет «Los caballeros del recuerdo», с репетуаром Старой Гвардии, в составе:
Франсиско Праканико, пианино
Ансельмо Айета, бандонеон
Донато и Доминго Доннарум, скрипка

  В 1945 году его брат Освальдо собрал собственный оркестр, куда ушло большинство музыкантов. Поэтому ему пришлось реорганизовать свой оркестр. Пришли в оркестр на место первого бандонеона и аранжировщика Эрнесто «Тити» Росси и бандеонист Хулиан Пласа. Первой скрипкой стал Рональдо Курсель и появился пианист Бернардо Блас.
  Донато вернулся в кино с фильмом «Мяч из тряпок», ставшим символом эпохи. В этом фильме он участвовал с вокалистом Оскаром Фуентесом.

  Его оркестр был неприхотливым стилистически, соответствуя веселому и рассеянному характеру Донато. Про него говорили, что он «жил на Луне». Рассеянность Донато, где-то реальная, где-то придуманная, была известна. Очень смешно об этом вспоминала его дочь: Донато ехал на трамвае и встретился с другом. Они начали общаться и вскоре вышли. Они шли некоторое время, когда, вдруг, Донато понял, что его жены рядом с ним нет и что она, видимо, осталась в трамвае. Другой курьёз произошел, когда Донато сказал, что ему очень нравится пение Адольфо Риваса, которого он слушал в этот момент в комнате для звукозаписи. Донато забыл, что певец уже был участником оркестра и ждал Донато для записи.

  Донато написал более 200 произведений, некоторые из них стали истинной классикой танго: "A media luz", "Julián", "Muchacho", "El huracán", "T.B.C." и другие, тоже важные: "Se va la vida", "Por mi viejita", "El acomodo", "Mi serenata", "Beba", "Volvé", "Cartón ligador", "Riachuelo", "Pobre soñador", "El lengue", "Bigotito" (фокстрот), "Qué careta", "Se va la lancha", "Pensalo bien".


  Помимо уже названных исполнителей, в его оркестре работали Антонио Майда, Уго дель Карриль, Хуан Алессио, Орасио Лагос, Лита Моралес и известный уругвайский музыкант и певец Ромео Гавио.

Комментариев нет:

Отправить комментарий