"Чтобы стать хорошим танцором танго необходимо влюбиться в эту музыку."

Carlos Pérez


суббота, 5 мая 2012 г.

Педро Маффиа
Pedro Maffia






Бандонеонист, дирижер, композитор, преподаватель.
Полное имя: Педро Марио Маффиа
(28 августа1899 – 16 октября 1967)



  Никто не знает секрета его дара. Педро Маффиа находил в глубине бандонеона звуки, которые никто не извлекал до него. Оскар Зуччи, который писал о Маффия в третьем томе своей огромной истории бандонеонистики танго, говорит, что до появления Маффиа во втором десятилетии 20-го века бандонеонисты имели тенденцию к имитации такого инструмента как флейта (постепенно вытесняемой из примитивных квартетов). Пережив страдания в детстве от своего грубого отца, который заставлял его собирать деньги со шляпой после каждого сыгранного танго, Маффиа ввел в этот жанр бандонеон, который был необходим, чтобы выйти за пределы Старой Гвардии и вернуться строгим, сосредоточенным, достаточно мечтательным и часто печальным.

  Зуччи рассказывает, что Маффиа подростком сбежал из дома и нашел убежище у Черной Марии, матери нескольких музыкантов от разных отцов и связанной с сутенерами с южных провинций БА. В эти бордели и дешевые кафе, граничащие с Патагонией, послала эта сеньора «Танито» (прозвище указывающее на итальянское происхождение Маффиа), который не забыл взять с собой в побег «ребра» (одно из названий бандонеона) . В Пунта Альта, одном из тех отдаленных поселений, где Карлос Гардель и Хосе Россано, которые тогда образовали креольский дуэт, обнаружили этого беглеца, который играл на бандонеоне как никто другой, а пианист Роберто Фирпо, который так же совершал турне по этим просторам, привез его в БА. Однако Маффиа не нравился квадратный ритм этого оркестра потому что он уже придумал смещенные акценты, фразировку и рубато (Рубато (итал. rubato, сокращение от tempo rubato, буквально — похищенное время) в музыке, термин, обозначающий свободное в ритмическом отношении (не строго в такт) исполнение; обычно связано с ускорениями и замедлениями темпа.).




  В 1922 году Маффиа поступив в секстет Хуана Карлоса Кобиана (известного композитора таких танго как "Los mareados" и "Nostalgias"), сошелся там со скрипачем Хулио Де Каро (с которым создал квартет). Так он стал принимать участие в революционной декарианской школе, создателей которой было по крайней мере четверо: братья Хулио и Франсиско Де Каро, Педро Лауренс и Маффиа (самый известный дуэт бандонеонистов). Луис Адольфо Сьерра в своей книге «История оркестров типика» выделяет, что на начальном этапе секстета Де Каро (создан в конце 1923 года на базе оркестра Кобиана) «ясно прослеживается влияние темпераментного исполнения на бандонеоне Педро Маффиа, его уменние использовать паузы, его склонность к филигранным оттенкам мелодии и пианиссимо (очень тихое звучание; один из оттенков динамики в музыке. В нотном письме обозначается pp)...»

                      Оркестр Педро Маффиа. Пианист Освальдо Пульезе.


  Сьерра, с его большим авторитетом, выделяет Мафиа как «великого стилиста» и указывает на «одно физическое действие во владении инструментом», а именно на то, что он, едва открыв свою «решетку» (одно из названий бандонеона), «извлекал эффектные реплики из мехов бандонеона подобно порыву ветра...». Дело в том, что Маффиа, отмечает Зуччи, не нужно было много воздуха в мехах.

   В 1926 году Мфффиа основал собственный секстет, звучание которого было мягкое, приглушенное, которое еще больше смягчилось, когда к ним присоединился виолончелист Нерон Феррассано. Пианист Хулио Медовой, родившийся в 1918 году, навсегда сохранил в своих воспоминаниях детства картину тех музыкантов: со строгими позами, одетыми в черное, торжественными. Маффиа почти не двигался, не наклонялся над инструментом, не искривлялся над коленями. Его манера игры была мягкая, спокойная. Его жесты были сдержанными. Он здоровался легким наклоном головы.

  Маффиа одним из первых стал играть на бандонеоне «а капелло», после Хуана Маглио «Пачо», Висенте Греко и Тано Хенаро и он первый создавал дуэты бандонеонов с разным звучанием и темпераментом, такие как с Луисом Петручелли, Лауренсом, Альфредо Де Франко и Габриелем Клауси.



Были популярны его вариации, как та, которую играл Анибаль Тройло в "La maleva".



  В 1935 году он выступал с другими выдающимися музыкантами в ансамбле «Los Cinco Ases Pebeco», а в следующем году принял участие в другом знаменитом квинтете «Los Virtuosos», состав музыкантов которого был определен голосованием читателей журнала «Sintonía».



   Эпоха оркестров с большим составом музыкантов, в десять и более инструменталистов, к середине 30-х годов была не очень благоприятна для него. Уругвайский бандонеонист и гениальный аранжировщик Эктор Мария Артола объяснял: у Маффиа бандонеон звучал камерно, бархатно и его звучание терялось в больших оркестрах.

  Мало есть композиторов равных Маффиа. Он автор таких танго как: "Pelele", "Diablito", "Triste" (c Франсиско Де Каро), "Tiny" (c Хулио Де Каро), "Amurado" (c Лауренсом), "Taconeando", "Ventarrón", "Amarguras" (переименовано в "Abandono" когда Омеро Манси написал слова), "No aflojés", "Arco iris" (c Себастьяном Пьяно), "La mariposa", "Se muere de amor", "Cuándo volverás", "Te aconsejo que me olvides", "Heliotropo" и "Pura maña".



  Анибаль Тройло посвятил ему танго "A Pedro Maffia". Маффиа десятилетиями был преподавателем игры на бандонеоне и написал важный учебник для игры на этом инструменте. В 1933 году снимался в первом звуковом аргентинском фильме «Танго» и кроме того, снимался в других фильмах. В 1966 году был героем фильма "Fueye querido", очень ценном фильме Маурисио Беру.

  Маффиа открыл совершенно новый метод игры на бандонеоне. Он оставлял сильфоны (меха) закрытыми, не растягивая, ни сжимая их складки. Благодаря этому методу Маффиа добился более точного и чистого звучания главного инструмента танго. "El pibe de Flores" (паренек из Флореса), как его называли, вознес искусство игры на бандонеоне до небывалой высоты исполнительского мастерства. Анибаль Тройло, который называл Маффиа своим учителем, посвятил ему танго "A Pedro Maffia", а Астор Пьяццола сочинил танго «Pedro y Pedro» в честь его и Педро Лауренса.

  С одиннадцати лет Маффиа был учеником Пепина Пьяцца. Он очень быстро освоил секреты игры на бандонеоне. В течение 1914 года, когда ему едва исполнилось 15 лет, Маффиа уже был известен как исполнитель в кафешках Вижьи Креспо. Год спустя он поступил в квартет, дебютировавший в очень важном клубе на улице Корьентес "Bar Iglesias".

  Затем он играл соло по темным борделям провинции БА. Хосе Рикардо, гитарист дуэта Гардель-Россано, услышал его в кафе городишка Пунта Альта и познакомил Маффиа с Роберто Фирпо, который принял его в свой оркестр. Затем. поиграв в секстете Хуана Карлоса Кобиана, он вернулся в оркестр Фирпо как первый бандонеон. Также он выступал с оркестром Хулио Де Каро. В 1923 году Маффиа создает собственный оркестр, который аккомпанирует Игнасио Корсини в театре «Аполо». Однако Маффиа пришлось ждать 1926 года, чтобы усилить свой оркестр.

  В конце тридцатых годов Маффиа созает группу "Los Cinco Ases Pebeco", участниками которой были: Педро Лауренс, Карлос Маркуччи, Сириако Ортис и пианист Себастьян Пьяна. Они исполняли музыку на слова Омеро Манси. В 1933 году оркестр Педро Маффиа принял участие в фильме «Танго» режиссера Луиса Барта с которого началась в Аргентине эпоха звукового кино.

  Хосе Орасио Стаффолани был поэтом регулярно сотрудничавшим с Маффиа. Селедонио Флорес написал слова одного из своих величайших танго «La mariposa» в 1921 году.



Франсиско Фиорентино, Педро Лауга, Луис Диас и Эктор Пачеко были певцами его оркестра. Маффиа умер в 1967 году.




Комментариев нет:

Отправить комментарий