"Чтобы стать хорошим танцором танго необходимо влюбиться в эту музыку."

Carlos Pérez


четверг, 3 мая 2012 г.


Роберто Фирпо





Пианист, композитор и дирижер

(10 мая 1884 - 14 июня 1969)


Информация с сайта Тодотанго

  В качестве дирижера, исполнителя и композитора Роберто Фирпо был одним из первых эволюционистов танго.
  В те далекие времена, когда только появились оркестры-типика, он ввел в состав танго-оркестра пианино.

  Как исполнитель, Фирпо владел изысканным стилем, как можно услышать в прекрасных соло, которые он записал. Он был пионером в использовании педали, которая предлагает больший резонанс. Как композитор он вдохнул в танго романтику, которая до этого была далека от этого жанра, созданного для ног танцоров.

  «Двести песо мне стоил самый счастливый день в моей жизни», -  говорил дон Роберто, касаясь покупки своего первого пианино. Для этого он вынужден был тяжело работать с детства, покинув школу в 15 лет для того, чтобы помогать своему отцу в магазине в пригороде БА Ляс Флорес, где он родился 10 мая 1884 года. Несколькими годами позже, подростком, с несколькими грошами в карманах своих первых длинных штанов, он поднялся в БА в поисках более перспективных горизонтов. Он работал в качестве продавца в магазине, каменщиком, молочником, сапожником и металлургом. Наконец бесконечная череда рабочих мест и огромные усилия позволили скопить ему необходимую сумму для покупки столь желанного инструмента.

  С 19-ти лет Роберто начал брать уроки у одного из грандов того времени Альфредо Бевильаква, автора "Venus", "Independencia", "Apolo" и другой классики. Через четыре года в 1907 году, он предстал в качестве вдохновенного композитора с "La Chola", "El compinche" и "La gaucha Manuela". Кроме того, он дебютировал как профессиональный музыкант в трио со скрипачом Франсиско Постильоне и кларнетистом Хуаном Карлосом Басаном. Они выступали в клубе «Хансен» из расчета три песо за ночь, плюс чаевые.




   В другом клубе «Велодром» один из членов трио  Басан начал импровизировать на кларнете, чтобы привлечь клиентуру, которая направлялась в «Хансен». В результате последний оставался почти пустым, а «Велодром» был забит публикой. Для решения этой проблемы импресарио «Хансена» перезаключил с ними контракт: два песо каждому! В итоге эта импровизация Басана превратилась в его танго "La chiflada".


    В 1913 году Фирпо собирает свой первый оркестр и в этом же году написал успешные танго: "Argañaraz", "Sentimiento criollo", "De pura cepa" y "Marejada".



В следующем году появилось "Alma de bohemio", романтическое танго, несомненно самое известное его произведение.



  Другие таго, написанные Фирпо: "El compinche", "El ahorcado", "Fuegos artificiales" (в сотрудничестве с Аролясом), "Didí", "El bisturí", "El amanecer" ( первый пример описательной музыки в жанре), "El gallito", "El rápido", "Vea Vea", "El apronte", "Montevideo", "La carcajada" и множества других. Он был также страстным поклонником вальсов, которых написал большое количество и которые пользовались большим успехом: "Pálida sombra", "Horizonte azul", "Noche calurosa", "Ondas sonoras", "Noches de frío" и другие.

  В 1916 году он впервые сыграл в Монтевидео произведение, которое превратилось в «танго из танго», "La cumparsita" Херардо Эрнана Матоса Родригеса, которое тогда было записано на одном листке в двух частях. Фирпо , традициях Старой Гвардии, сочинил часть произведения. Время спустя он сожалел, что не подписал его совместно с Родригесом: права на "La cumparsita" принесли миллионы песо.

  В связи с этим фундаментальным танго сам Фирпо вспоминал: «В 1916 году я выступал в кафе «La Giralda» в Монтевидео. Однажды пришел сеньор в сопровождении пятнадцати парней (все студенты). Он сказал мне, что принес марш и хотел бы, чтобы я сделал аранжировку, потому что они думали, что это танго. Они просили сделать это за ночь, потому что это было необходимо парню по имени Матос Родригес. В партитуре в 2Х4 была записана только первая часть, во второй же не было ничего. Засев за фортепьяно, я вспомнил свои два танго 1906 года, которые не имели успеха: "La gaucha Manuela" y "Curda completa". И я вставил в партитуру понемногу из каждого. Ночью я сыграл это с Деамброджио и Роккотальятой. Это был апофеоз. Матоса Родригеса носили на руках. Но танго вскоре забыли. Большой успех пришел только тогда, когда были добавлены слова Энрике Марони и Паскуаля Контурси».



  Фирпо не раз делил сцену с дуэтом Гардель-Россано, кроме того он поддерживал их неустанные шутки. Однажды, когда Фирпо исполнял пасадобль "¡Qué salga el toro!"(«Как выходит бык»), в момент когда один из музыкантов оркестра кричал название песни посреди исполнения, Карлитос сложив свои указательные пальцы наподобие рогов, нападал на музыкантов, которые оказывались на полу. Помимо этих ужасных шуток, Фирпо и Гардель-Россано записали единственный раз в 1917 году танго "El moro", на этикетке которого странным образом не фигурировали имена исполнителей, только авторы. Месть Фирпо? Нет, в реальности в танго не было предусмотрено никакого вокала. Что тогда произошло? Рассказывают, что Гардель и Россано ворвались в зал для записи и шутки ради спели слова к удивлению маэстро Фирпо. Компания звукозаписи оставила все без изменений.

«Armenonville», «El tambito», «Palais de Glace», «Bar Iglesias», «L'Abbaye», «Teatro Buenos Aires», «Teatro Nacional», «Salón San Martín»,знаменитый «Rodríguez Peña», «Colonia Italiana» - это только некоторые из множества мест где выступал Фирпо со своим первым и последующими оркестрами. Все это принесло ему славу и деньги. И еще больше денег он получал за записи, которые были следствием успеха.

  В 1930 году он внезапно оставил на некоторое время танго. Фирпо сам так объяснил это Эктору Луису Батесу: «С этими деньгами, которые я получил за записи я чувствовал себя победителем. Все, что я имел, я вложил в ферму. Только за один год я получил миллион песо... Затем Прана затопила мою собственность. Я хотел восполнить эту потерю и попытал счастья на бирже. Там я потерял остатки состояния. Я снова должен был вернуться к прежней работе, создал свой оркестр и начал все заново»

  Фирпо снова начал сочинять музыку. Вернулся он с танго под красноречивым названием "Honda tristeza"(Глубокая печаль).



  Карьера Фирпо была разнообразной. Не раз он возвращался к небольшим ансамблям как его квартеты и различные оркестры или великолепный «Quinteto de Antes».



  Фирпо был одним из самых великих музыкантов танго, обладал широчайшими знаниями в музыке, при этом оставаясь в рамках традиционной школы жанра.

  Его дискография огромна и с уверенностью можно сказать, что множество работ остались не записанными. В акустическом этапе звукозаписи им было создано 1650 записей, а к концу карьеры в 1969 году количество записей составило около 3000.
  14 июня 1969 года, для Роберто Фирпо, ставшего с течением времени  живой легендой танго, жизнь сыграла финальный аккорд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий