"Чтобы стать хорошим танцором танго необходимо влюбиться в эту музыку."

Carlos Pérez


суббота, 12 мая 2012 г.

Освальдо Пульезе
Osvaldo Pugliese

Здесь собраны материалы с различных источников. Тут и мой текст для радио, и информация с Тодотанго. Текст может повторяться



  Освальдо Пульезе родился 12 декабря 1905 года в семье Адольфо Пульезе и Аурелии Терраньо. Он с детства слышал танго потому что его отец был флейтистом, а один из его дядей играл на скрипке. Освальдо начал учиться играть на скрипке, но отец однажды ему сказал, что слишком много скрипачей в семье и в доме появилось пианино. Так Освальдо начал заниматься пианино.

  В детстве Освальдо всегда возвращался сердитый из школы, где проучился до 4-го класса, потому что его дразнили одноклассники из-за пошитого ему матерью халата, в котором он вынужден был ходить по причине бедности.


  Много лет оркестр Освальдо Пульезе блистал на танговском небосводе. Освальдо Пульезе выступал с 1929 года до самой смерти маэстро 25 июля 1995 года и в течение этих лет он каждый день упражнялся на пианино по много часов. Он дебютировал в 14 лет в трио, затем, углубив свои познания в музыке, стал членом секстета Вардаро-Пульезе, где играл 16-летний Анибаль Тройло и 18-летний Альфредо Гобби. Далее был опыт работы у Педро Маффиа и затем у Педро Лауренса.


  В 18 лет он написал свой шедевр танго Recuerdo, премьера которого состоялась в 1924 году в кафе Митре с оркестром Хуана Бава. Для многих музыкантов того времени танго было не легким в исполнении, особенно в финальной вариации. Пульезе его записывал не раз, включая одну версию с вокалом Хорхе Масьеля. Но самая памятная и популярная запись была сделана в 1949 году с бандонеонистом Освальдо Руджеро и скрипачом Энрике Камерано.

  В августе 1939 года Пульезе решает собрать свой оркестр, с которым создал свой стиль, вдохновленный творчеством Хулио Де Каро, но очень подверженный влиянию Хуана Карлоса Кобиана и Агустина Барди, обогащенный кроме того фольклором пампы. Оркестр дебютировал 11 августа в кафе Националь и с тех пор никогда не менял стиль исполнения в течении более 60 лет. Последнее выступление оркестра состоялось 17 июня 1995года.




  Что касается создания оркестра, то Пульезе говорил: Я пришел в танго, потому что оно мне нравится. Затем произошла эволюция. По мере обучения различным вещам, я стал придумывать новые. Я их репетировал и затем предлагал публике. Если публике нравилось, то значит я правильно интерпретировал ее чувства и стремления. И идея оставалась. Так сформировался стиль, который люди назвали стилем Пульезе.


  Его оркестр называли «Оркестром композиторов», потому что почти все его исполнители были авторами успешных танго, которые и сегодня признаются большими музыкальными произведениями. Настолько, что Пульезе почти во все свои концерты за последние 15 лет выступлений, даже памятной ночью в театре Колумба, включал танго Arrabal Хосе Паскуаля, одного из своих музыкантов, так как считал его шедевром.
У Освальдо Пульезе было одна хорошая черта: он научился уважать желания публики. Так же как и в случае с оркестром Карлоса Ди Сарли, выступления Пульезе сопровождались криками Al Colón, al Colón¡ Между оркестром и публикой было полное взаимопонимание.

   Пулезе говорил, что танго это смесь красок города и пампы и базируется на произведениях Агустина Барди, Эдуардо Ароляса и Хуана Карлоса Кобиана, кульминацией этого этапа было творчество братьев Де Каро. 

  Про танго Recuerdo

 Идея танго Recuerdo родилась у меня в тамвае №96, когда я ехал в кафе La Chancha, находящееся на углу Кордоба и Годой Крус. Мне было 14 или 15 лет...Вторую и третью части танго я написал через два или ри года спустя, когда я жил на улице Асеведо. Кто-то сочиняет мотив, забывает о нем, затем возвращается к нему, задает ему новый поворот и дело движется. Так произошло и с танго Recuerdo. Я написал его в 1924 году. Я тогда занимался на пианино по 7-8 часов в день. После учебы я развлекался, исполняя некоторые собственные вещички. Иногда мой отец и брат меня просили: Сыграй то танго. Это было Recuerdo, которое еще не имело названия.


  Вскоре мой отец остался без работы и стал заниматься коррекцией партитур. Однажды он предложил мне издать партитуру Recuerdo. Я ответил ему: хорошо, ты сделаешь это, для чего это мне нужно? Старик издал его и как я и предполагал подписал его своим именем. Так вышли первые партитуры. Затам я принестанго Хуану Бава, кузену моей матери и он представил его публике. Затем я исполнял его с Энрике Пожьетом в кафе АБС. Однажды в кафе пришел друг Пожьета Педро Лауренс. Он услышал танго, ему понравилось и он отнес его Хулио Де Каро, который исполнил его со своим знаменитым секстетом. Де Каро записал его в 1927 году и с этого момента танго пользовалось неизменным успехом. Людям оно нравилось, особенно финальный диалог бандонеонов. Меня спрашивали -как мне это пришло в голову? А что я? Мне оно пришло в голову, в сердце и я его написал. Когда я его исполнял дома, моя мать, подходила ко мне и говорила ¡Al
Colón! ¡Al Colón! Для простых, рабочих людей выступление в театре Колон означал вершину успеха.




Пульезе был плодовитым автором и написал множество произведений.

 К сожалению его мать так и не узнала, что ее сын однажды будет выступать в театре Колон. И этой памятной ночью 26 декабря 1985 года мечта его матери и поклонников, кричавших с 40-х годов Al Colón!, сбылась. Он вышел на главную сцену страны с Абелем Кордова и Адрианом Гида в качестве вокалистов.
   С традиционной скромностью он обратился к присутствующим, устроившим ему овацию: Это ночь для публики, любящей наш жанр, наше любимое танго. Мы частица тангомашины, винтик этой машины, ничего более. В какой-то момент мы нужны, в какой-то нет.



  В финале на сцену вышли все музыканты, которые играли в оркестре за все время его существования.





  Танго «La yumba» уже почти семьдесят лет. Это одно из самых знаковых танго в истории популярной музыки БА. Слово «yumba» ни из местного наречия, ни из африканского. Это звукоподражательный возглас, созданный Освальдо Пульезе для описания ритмики своего оркестра. Пульезе начал исполнять это танго с 1943 года. Однако записал его только 21 августа 1946 года.

  Дон Освальдо, как и Себастьян Пьяна, в детстве мечтал стать пианистом. Они оба были учениками Антонио Д’Агостино, маэстро, который прожил почти сто лет. Пьяна продолжил совершенствоваться у Эрнесто Дрангоша,очень авторитетного концентмейстера и композитора. Пульезе в юношестве написал пьесу "Tarantela de Concierto", премьера которой состоялась на радио «Культура» в 1923 году. Двадцать лет спустя, когда была написана «La yumba», он уже был автором "Recuerdo" — одного из самых оригинальных танго в истории, а также "Negracha" (1942).

  Возможно «La yumba» была не более чем шутка, неформальное веселое сокращение, обозначающее ритм оркестра, характеризующее акцент на первую и третью долю ритма. Может это была музыкальная шутка, кто знает? Часто художник, творец в начале своего пути расходится с другими и достигает вершины. Так Данте писал памфлет против гельфов, а пришел к «Божественной комедии». Пульезе с "La yumba" пришел к авангарду уже в середине 40-х годов.

  Наталио Эчегарай, один из самых близких друзей Пульезе, писал, что любимыми танговскими выражениями великого маэстро были: милонгера, синкопирование, полиритмия и канженге. Он вспоминал слова Рауля Гарежьо: «Не легко найти (в версиях Пульезе) мелодию: она скрыта за тканью ритмики и гармонии».

  В "La yumba" Пульезе разделил ритм и мелодию. Речь идет о навязчивом повторении одного из двух ритмических рисунков, в которые вставляются куски мелодии. Важно отметить, что эта структура будет использована в музыке Пьяцоллы во многих его композициях. Отсюда можно сделать вывод, что "La yumba" предвещает Пьяцоллу, а также можно добавить и Орасио Сальгана. Как отмечал исследователь Роберто Сежьес, были и более старые предвестники, такие как Агустин Барди с "Gallo ciego" (1916). Конечно музыкальная архитектура многих произведений Пьяцоллы воспроизводит "La yumba", как литературная структура почти всех танго повторяет "Milonguita" (1920).



Освальдо Пульезе




(2 декабря 1905 - 25 июля 1995)
Полное имя: Освальдо Педро Пульезе

  Его отец Адольфо, рабочий обувщик, был флейтистом-любителем. В то время были популярны выступления квартетов, исполняющих танго и Адольфо принимал в них участие. Два старших брата, Винсенте Сальвадор «Фито» и Альберто Роке, играли на скрипке. Второй брат был более последовательный, чем первый и на протяжении многих лет был связан с музыкой. Первые уроки сольфеджио Освальдо получил от отца и начал наигрывать на скрипке, но вскоре склонился к пианино, хотя дону Адольфо потребовалось некоторое время, чтобы купить дорогой инструмент. После обучения в консерватории по соседству, в возрасте 15 лет Освальдо начал свою профессиональную карьеру в кафе «Chancha" (Грязь), названное так завсегдатаями в связи с плохой гигиеной владельца.

  Вскоре после этого, он выступал в составе оркестра первой в истории женщины-бандонеонистки Франсиски Пакиты Бернардо, в популярных кафе центра БА. Развивая свою карьеру, Освальдо присоединился к квартету Энрике Полье, затем поступил в знаменитый оркестр Роберто Фирпо. В 1927 году он уже был пианистом в оркестре великого бандонеониста Педро Маффиа, от которого отделился вместе со скрипачом Эльвино Вардаро для создания оркестра Вардаро-Пульезе, очень передового, но не оставившего ни одной записи.

  Оркестр Вардаро-Пульезе дебютировал в Кафе «Националь». Затем начался обширный тур по всей стране. Их сопровождал в качестве администратора поэт Эдуардо Морено, автор слов к танго "Recuerdo", самого известного из написанных Пульезе и также , предложенная Морено, певица Малена де Толедо. Тур провалился экономически и Вардаро вынужден был заложить свои часы «Саторис», чтобы купить обратные билеты.

  После этого Пульезе сотрудничал со скрипачом Альфредо Гобби. Они сформировали оркестр, бандонеонистом в котором был молоденький Анибаль Тройло. Так продолжалось несколько месяцев, после чего Пульезе собрал свой собственный коллектив, чтобы выступить в нескольких клубах. Позже он участвовал в двух дуэтах. В первом с Гобби, во втором с Вардаро. Они записывались на радио. В 1934 году Педро Лауренс, экс-бандонеонист Де Каро, создает оркестр, в котором Пульезе занимает место пианиста. Там он пишет свои первые аранжировки для нескольких танго, в том числе и собственное танго "La beba". В 1936 году Пульезе входит в состав оркестра бандонеониста Мигеля Кало.

  Пульезе был привержен к тенденции «декаринизма» и в этой манере направлял свои эстетические представления о танго. До 1938 года он участвовал в новых группах, которые были разобщены и он пытался их объединить в профсоюз, выражая свои коммунистические взгляды.

  Его окончательный проект в танго, который он организовал, начался 11 августа 1939 года. Прект был представлен в кафе «Насиональ». Амодео Мандарино стал певцом в его первом оркестре. Затем, через некоторое время, он реорганизовал оркестр, уже с вокалистом Аугусто Готье. Пульезе был дирижером, пианистом и аранжировщиком в этом оркестре. Коллектив в этот раз функционировал как кооператив. Из кафе в районе Вижьа Креспо, они шагнули на радио El Mundo, потянув за собой поклонников, фанатов его стиля и сторонников компартии.

  Непрерывная работа позволила ему отшлифовать свою музыкальную концепцию при поддержке и вкладе своих соратников, таких как контрабасист Анисето Росси, который был очень важен для создания необходимого ритма. Основным был и бандонеонист Освальдо Руджеро, который был рядом с Пульезе до 1968 года. То же самое относится и к скрипачу Энрике Камерано, рожденным, как говорили, играть с Пульезе. Они заявили о себе, как самые верные последователи стиля Де Каро, но с решительной, четкой ритмикой, привлекательной для танцоров, но без потери качества.

  Огромное значение для его оркестра было появление на диске, записанном в 1943 году, голоса певца Роберто Чанеля. Это был большой певец, который пел «в нос» в стиле «компадрито». Он участвовал в 31 записи оркестра. В поисках вокалиста с контрастной манерой исполнения, Пульезе принимает в оркестр певца Альберто Морана. У него был драматический и чувственный голос с редкой способностью к пению вполголоса и совершенной связью с аккомпанементом оркестра. Он привлекал женщин как никакой другой певец. После Морана остались 48 записей. Еще 8 записей, оркестр записал с Хорхе Видалем между 1949 и 1950. Это был еще один важный голос в истории оркестра. Среди последующих певцов выделялись, хотя и с неодинаковым качеством репертуара, Хорхе Масьель и Мигель Монтеро.

  В 40-х годах Пульезе записал несколько собственных инструментальных тем в стиле авангардизма. Это танго "La yumba" (превратившееся в гимн оркестра), "Negracha" и "Malandraca". В двух последних он считается пионером в использовании синкопы и контрапункта, опередив в этом Орасио Сальгана и Астора Пьяццоллу. Другими важными танго, которые Пульезе написал и исполнил, являются: "Recuerdo", "La beba", "Adiós Bardi", "Recién", "Barro", "Una vez" и "El encopao".

  На протяжении многих лет оркестр Освальдо Пульезе был запрещен для трансляции на радио и телевидении по причине политической цензуры, но это не уменьшило его популярность.

  Пульезе, коммунист по убеждениям, сделал из своего оркестра кооператив. Пульезе был одержим идеей социальной справедливости, которую пытался воплотить в своем оркестре следующим методом: был создан трибунал, который каждый месяц обсуждал поведение музыкантов оркестра, включая самого маэстро. Для каждого присваивались баллы, что и было определяющим фактом при распределении заработанных денег. Причем оценка касалась не только музыкального аспекта деятельности музыкантов, но и посещаемости, пунктуальности, внешнего вида и стажа работы. Интересно, что Пульезе не всегда был лучшим в оркестре. Он часто получал денег меньше, чем прилежный и исполнительный Освальдо Руджеро.

Танго "Recuerdo", секрет семьи.

Танго "Recuerdo" родилось во время когда жанр рос и постоянно развивался, когда вдохновение композиторов казалась бесконечным, настолько, что сегодня трудно выбрать хит, после которого можно было бы сказать, что закончилась одна эпоха в творчестве и началась другая.
Конечно можем сказать, что танго "Alma de bohemio" (1914) Роберто Фирпо, это несомненно творческий авангард. Из-за оригинальной своей мелодической структуры и плотности музыки, которая предвещала появление более сложного, современного танго. То же самое произошло с танго "Recuerdo" десять сет спустя, с той лишь разницей, что слова для танго были написаны почти сразу после его создания и это повлияло, в конце-концов, на музыкальный результат произведения. Напомним, что стихи Хуана Андреса Карусо для "Alma de bohemio" были написаны в 1929 году, почти через 15 лет после создания танго.

  Но у танго "Recuerdo" имеется особенная история создания, очень деликатная, действие которой развивается в таинственных ущельях, где замешаны семейные связи и особенно, если учесть, что мы говорим об одном из самых великих артистов, которых мы знаем в танго, об Освальдо Пульезе.
  Вопрос это непростой и касается не только личности композитора, но также и происхождения его музыкальных вариаций и документального контекста (партитуры и диски).

  Танго было издано в 1924 году с единственным упоминанием автора - Адольфо Пульезе. Публикация танго со словами Эдуардо Морено была издана несколько месяцев спустя. В верхней правой части партитуры было написано: «Авторское издание. А. Пульезе. Acevedo 220. U.T.65, Chacrita 2260».
   Существуют разнообразные и противоречивые выводы многих исследователей при обсуждении этого вопроса. Некоторые не считают важным тот факт, что партитура была подписана отцом Освальдо и основываются на косвенных причинах для оправдания этого.

  Луис Адольфо Сьерра упоминает некоторые предыдущие работы Освальдо: "Танго под названием "Primera categoría"... Затем продолжают почти без перерыва "El frenopático", "Gauchita sentimental"...Все предшествовало продвижению его основной работы — танго "Recuerdo"... инструментального танго с самой большой трансцедентальной стилистикой и новаторством, которое когда-нибудь делалось. Его премьера состоялась в квартете бандонеониста Хуана Фава, в кафе «Митре» в Вилья Креспо». И добавляет в примечании внизу страницы: «Что касается ошибки, настолько широко распространенной, потому что в первом издания танго" Recuerdo " появилось имя Адольфо Пульезе как автора работы, то тут следует уточнить, что это была просто мера предосторожности со стороны редактора и отца Освальдо Пульезе. Дело в том, что ему не исполнилось и 19 лет и в этих обстоятельствах невозможно было должным образом защитить авторские права». И в конце подчеркнул: «... никто не может честно ответить на вопрос, кто же настоящий автор танго» (История танго, том 14, издательство Коррехидор)

  То же самое говорит коллекционер Освальдо Фирпо: «Танго было издано под именем Адольфо Пульезе, отца Освальдо, из-за несовершенолетия того. Некоторое время спустя отец и сын обратились в Общество авторов и композиторов и зарегистрировали, наконец-то, танго на имя своего создателя».
  Роберто Сельес утверждает, что причина была экономической, и возвращается к интервью с маэстро, где тот рассказал ему, что он дал танго отцу, потому что тот имел трудности с работой и были денежные затруднения.
  Того же мнения придерживаются Оскар дель Приоре и Ирен Амучастеги, цитируя разговор между музыкантом и писателем Артуро Лосса: « В то время мой отец страдал от отсутствия работы в качестве музыканта, флейтиста... Тогда он начал работать продавцом музыкальных партитур... 

  Однажды..., отец предложил издать их. Хорошо, издали их... Зачем это хотел я?» («Сто основных танго» Оскар дель Приоре и Ирен Амучастеги)
Для Орасио Феррера эта тема абсолютно неуместна, но он убужден, что это произведение принадлежит Освальдо по своей структуре, качеству и стилю. Он не согласен с теми, кто называет других авторов и подчеркивает тот факт, что речь идет об очень важном танго, чтобы оно было сделано неизвестным автором. Для Феррера не имеет значения мотивы, по которым автором танго зарегестрирован отец Освальдо.

 Мы рассмотрели «официальные» версии. Однако другие исследователи, которые на основе документов или интервью с современниками, имеют другое мнение.
  Исследователь Бруно Сеспи имеет серьезные сомнения по поводу авторства танго. Он отрицает аргумент юного возраста Освальдо, потому что тот уже имел изданными три партитуры "Primera categoría", "Carlitos" и "El frenopático" (1922-1923). И все они были изданны под его именем.
Это мнение разделяетт Эктор Люччи, который добавил, что не только в музыкальных изданиях стоит подпись отца, но и на дисках. Первая инструментальная запись танго "Recuerdo" была сделана оркестром Хулио Де Каро 9 декабря 1926 года. В 1927 году была записана первая версия с вокалом певицы Роситы Монтемар, в сопровождении музыкантов лейбла «Виктор». Оркестр Бьянко-Бачича записал его инструментальную версию в Париже в 1928 году. Оркестр типика Виктор в 1930 году записал танго с голосом Роберто Диаса. И на всех этикетках пластинок фигурировала подпись А. Пульезе. И более того, его подпись стоит на диске Рикардо Тантури 1942 года.
  Для Нестора Пинсона, это танго принадлежит брату Освальдо скрипачу Винсенте Сальвадору Пульезе «Фито», который имел плохие отношения с отцом, которого считал пьяницей и бабником, а так же защищал своего брата Освальдо. Его прозвали «Фито», (сокр. от Адольфито), просто потому, что он был сыном Адольфо. Однажды он покинул родной дом, отправившись на юг страны, оставив дома свои музыкальные рукописи.
Человек, который это рассказал, великий бандонеонист и дирижер, который, кроме того, вспоминал, что находился в кафе АВС с поэтом Эдуардо Морено, когда там появился скрипач Эмилио Марчиано, который попросил поэта, что б тот пошел домой к Фито, чтобы написать стихи к танго. Закончил свою историю рассказом о том, что Фито никогда не вернулся домой и умер в Мар дель Плата.

  Ту же историю,в мельчайших подробностях, рассказал автор текста Эдуардо Морено (1906-1997) : «... одной из причин скандалов Фито с отцом было то, что Освальдо с детства был болезненным, слабым, очень худым, а Фито обвинял в этом отца, потому что тот ходил к женщинам, больными «нехорошими» болезнями. Поведение отца отразилось на здоровье ребенка. Однажды Фито покинул дом, оставив скрипку, оставив всё. Хорошо.... музыка "Recuerdo" — это его».

  Но дело еще не закончено. Когда мы исследовали партитуры Освальдо, изданные после "Recuerdo", то нашли одну любопытную вещь. Во всех них подчеркивается, что их автором является тот же человек, что и автор "Recuerdo", но на танго "Ausencia" 1931 года, есть та же метка, но с добавлением А. Пульезе.
  Эта тема много раз затрагивалась в разговорах с маэстро Пульезе. Он рассказывал, что эта мелодия пришла к нему, когда он ехал в трамвае.Что была тема известная в его доме. Он пояснил, что сначала танго называлось "Recuerdo para mis amigos" (память о моих друзьях), а затем название сократилось при издании, был добавлен подзаголовок "A mis amigos", в честь кафе "La Cueva del Chancho" или "De la chancha", как его называли парни. И я уже говорил, что он отдал танго отцу, чтобы помочь ему.

  Наконец, я решил написать эту заметку без малейшего намерения подорвать величие фигуры маэстрои, перефразируя Сьерра, в абсолютном духе доброй воли. Потому что я считаю важным пролить свет на вопросы, связанные с превратностями человека из плоти и костей, без ложного чувства уважения, без пошлости, без лицемерия. Потому что величие Освальдо Пульезе не тускнеет, поиск истины, которая, даже если подтвердится, то этот факт будет незначительным по сравнению с его удивительной карьерой музыканта, дирижера и композитора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий