"Чтобы стать хорошим танцором танго необходимо влюбиться в эту музыку."

Carlos Pérez


суббота, 5 мая 2012 г.

Роберто Ди Филиппо
Roberto Di Filippo




Бандонеонист

(12 июня 1924 - 15 февраля 1991)


Статья Гаспара Астарита



  Многие знают, что Роберто Ди Филиппо после окончания своих выступлений в танго оркестрах, еще в начале 50-х годов, практически не играл больше на бандонеоне. Будучи одновременно отличным игроком на габое, он поступил в 1951 году в оркестр радио «Сплендид» и впоследствии, по конкурсу, в 1961 году занял место гобоя в оркестре Театра Колон. Там он проработал до 1980 года, когда он вышел на пенсию. Тогда же он, строго в приватном порядке, вернулся к своему первому любимому инструменту — бандонеону.

  Он записал для некоторых друзей несколько кассет с городской музыкой, тщательно отобранной, где фигурировали такие произведения: “Divina”, “Recuerdos de bohemia”, “Flores negras”, “Cavilando”, “Rubí”, “Shusheta” и множества других, все с изысканной музыкальностью, все с непревзойденными аранжировками Максимо Мори и все мастерски выполнены соло на бандонеоне Роберто Ди Филиппо.




  Одна из этих пленок была вручена скрипачом Уго Баралисом в 1981 году Астору Пьяцолле, который тогда находился во Франции. Прослушав эти записи, Пьяцолла записал на пленку и послал Ди Филиппо следующий комментарий: «Откровенно говоря, я поражен, как ты играешь на бандонеоне, толстяк Ди Филиппо. Сейчас я имею желание выбросить свои пальцы в реку. Ты знаешь, что я очень искренен и когда парень играет плохо, то я говорю ему это. Много лет я не слышал такого исполнения, как у тебя. Слушаю тебя с самого Парижа и очень взволнован. Толстяк, мой старый друг! Очень люблю тебя и вижу, что ты лучше, чем когда-либо. Однажды мы сыграем вместе и я буду вторым бандонеоном. Обнимаю, Пьяцолла.» ( отрывок из пленки, которую послал Пьяцолла Ди Филиппо из Парижа 15 июля 1981 года)

  Можно было бы подумать, что Пьяцолла говорил свой хвалебный комментарий под влиянием ностальгии и нежных воспоминаний о друге, с которым выступал в памятных оркестрах 40-х годов.
Тем не менее, я убежден, что это не так. Астор Пьяцолла был абсолютно искренен. Это доказывает новый комментарий. 28 июня 1984 года, в интервью Хуану Карлосу Мареко на Канале 7, он рассказывал о событиях, касающихся бандонеона. Пьяцолла сказал: «Самым великим бандонеонистом Аргентины является Роберто Ди Филиппо. После почти тридцати лет без бандонеона, будучи гобоистом в оркестре театра Колон, он однажды снова взял в руки бандонеон. Думаю, что это было самым важным событием в истории этого инструмента в нашей стране.»

  Роберто Ди Филипо родился в Пейрано, небольшом городке в южной провинции Санта-Фе, дитя брака, заключенного доном Антонио Ди Филиппо и доньей Анхелой Колонна. Из девяти детей, которые у них появились, пятеро получили музыкальное образование.
Дон Антонио, железнодорожный рабочий, как всякий хороший итальянец, имел вкус и любовь к музыке. Когда маэстро Эдуардо Ветере переехал из города Росарио в Пейрано для создания своей академии, пятеро детей Ди Филиппо записались туда. Лусио и Хуан на бандонеон, Висенте на скрипку, Доминга на пианино и скрипку и Роберто, которому не исполнилось и шести лет, на бандонеон. Они образовали детский оркестр типика, который выступал на собраниях и танцах, срывая аплодисменты и вызывая симпатию.

  Роберто, из-за своей преданности делу и своих природных способностей, решил сделать своей профессией музыку. Когда ему исполнилось 17 лет и его пригласил в БА Роберто Серижьо, то он был уже высококвалифицированным инструменталистом. Ему не хватало только опыта работы в оркестре, который он вскоре получил. В 1941 году с этим оркестром сделал свои первые записи. Участвовал в записи танго Эльвино Вардаро “El repique” и “Aquel preludio de amor” Серижьо.
  Параллельно он начал интенсивную работу в оркестрах, сопровождающих певцов, пока вскоре не связался с тремя парнями, которые вышли за пределы танго: Орландо Гоньи, Франсиско Фиорентино и Астором Пьяцоллой.

  Назовем, только для удавольствия, всех бандонеонистов оркестра Орландо Гоньи: Хорхе Мартинес, Эдуардо Ровира, Антонио Риос, Луис Боннат и Роберто Ди Филиппо. Затем, в группе Пьяцоллы-Фиорентино он учавствовал с двумя другими прекрасными инструменталистами: Фернандо Телем и Анхелем Хентой.

  Из того времени осталось множество записей. К счастью была создана дискография (Одеон, 1946-1949гг)- это его выступления с оркестром Астора Пьяцоллы, где он сделал выдающуюся работу наряду с двумя другими прекрасными бандонеонистами Абелярдо Альфонсином и Висенте Топпи.

Послушаем запись с этого диска.



  Затем, в середине 1949 года он перешел в оркестр Хулио Де Каро, затем в оркестр Хоакина До Рейеса и закончл свою карьеру в оркестре Орасио Сальгана, который также как и Пьяцолла выделял его, не смотря на то, что они иногда ссорились. Вот слова самого Ди Филиппо: «В апреле 1950 года меня приняли в оркестр Сальгана и мы начали записываться на «Виктор». Записали “Recuerdo”, “La clavada”, “Como abrazado a un rencor” и “Motivo de vals”. Однажды, закончив записываться, дирижер мне сообщил, что исключает меня из оркестра, так как я был назван в составе оркестра Радио Сплендид. Сальган был в ярости и прекратил продажи этих записей. Он перезаписал все эти вещи без меня. Но обложка диска уже была сделана. На ней я находился рядом с Леопольдо Федерико и это не было изменено. Так я фигурировал на фото, но не на записях.»

  После 1950 года, заметив снижение количества рабочих мест в оркестрах танго, особенно в больших оркестрах, Ди Филиппо решает обеспечить свою экономическую безопасность. По совету Пьяцоллы он начал изучать игру на других нетрадиционных инструментах, которые были связаны с классической музыкой, что открыло ему доступ в симфонический оркестр. Ди Филиппо выбрал гобой, игра на котором крайне сложна. Он приобрел подержанный гобой, а Пьяцолла познакомил его с маэстро Эдмундо Гаспартом, экс-солистом оркестра Театра Колон, у которого Ди Филиппо немедленно начал учиться со всей серьезностью.

  В 1951 году, уже поступив в оркестр Радио Сплендид в качестве бандонеониста, он начинает играть на гобое в этом же оркестре, где проработал 9 лет. В 1961 году Ди Филиппо по конкурсу поступил в театр Колон, где проработал почти 20 лет до своей пенсии в 1980 году.
Роберто Ди Филиппо не чувствовал призвания к сочинительству. Как он говорил: «мое вдохновение всегда было чисто исполнительским.»

  Настоящий музыкант, он снова поставил бандонеон себе на колени, но только для близких друзей, для «домашних» записей некоторых изысканных аранжировок для соло бандонеона. Или для того чтобы напомнить себе, что не разочаровал своего отца, который любил музыку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий